ИКЦ – одно из самых молодых учреждений министерства культуры. Современный центр, известный в народе как «шайба», появился в Первоуральске в середине 2016 года. За его создание выступал один из влиятельнейших московских чиновников той поры – бывший вице-премьер РФ Владислав Сурков. Он считал, что ИКЦ должны появиться по всей стране и стать оплотом новой культуры, собравшим под одной крышей инициативные творческие команды.
Судьба первоуральского центра, однако, сложилась не так романтично. Вместо новаторов и экспериментаторов в отстроенный с горем пополам ИКЦ заехали библиотека, кинозал, музей минералов и студия анимации. Бывшие кураторы проекта признавали: уникальный центр все больше напоминает типичный дом культуры.
Юридическая структура ИКЦ, напротив, стремительно прогрессировала. Уже в первые месяцы после открытия «Инновационный культурный центр» усилиями покровителей из регионального правительства «прирос» двумя филиалами – Свердловским областным фильмофондом и балетной труппой «ТанцТеатр». Плюсы для дирекции были неоспоримы: на деятельность филиалов ИКЦ стал ежегодно получать дополнительные миллионы из бюджета. Впоследствии вокруг именно этих денег и разгорелся скандал с «пропавшими» средствами.
Главным бенефициаром расширения оказался гендиректор – 46-летний Николай Михайлов, бессменно руководящий центром со дня его открытия. Бывший режиссер и театральный преподаватель, в середине «нулевых» он отвечал за культуру в мэрии родного Березовского и служил в Областном фильмофонде, пока восемь лет назад неожиданно не возглавил ИКЦ.
Собеседники ЕАН в театральной среде подчеркивают: несмотря на вполне заурядный бэкграунд, назвать Михайлова случайным человеком нельзя. Как минимум из-за его влиятельных связей. Про менеджера говорят, что он пользуется протекцией уважаемых чиновников и деятелей культуры. Даже существует легенда, что в свое время должность главы ИКЦ придерживали именно для Михайлова – якобы по настоянию из правительства области.
Вместе с тем бывшие подчиненные отзываются о нем скорее в негативном ключе. Главным образом из-за деловой репутации менеджера. Работавшие с Михайловым собеседники ЕАН указывают на его неуживчивый характер, импульсивный стиль управления и нередко эпатажное поведение на светских приемах.
«ТанцТеатр» существует в Свердловской области еще с начала 1990-х. За более чем 30-летнюю историю команда создала несколько десятков хореографических спектаклей, давала постановки в России, Франции, Италии, США и несколько раз выдвигалась на «Золотую маску». В 2017 году вхождение «ТанцТеатра» в структуру первоуральского ИКЦ для многих стало сюрпризом – но труппа воспринимала происходящее с воодушевлением.
Довольно скоро, впрочем, энтузиазм разбился о действительность. «ТанцТеатр» познавал тяготы роли филиала – минимальную управленческую свободу и полную финансовую зависимость от дирекции ИКЦ. При этом, вспоминают очевидцы, на лояльность Михайлова коллективу рассчитывать не приходилось: со временем отношение гендиректора к труппе все меньше напоминало рабочее и конструктивное. Например, по словам участников событий, в последние пару лет Михайлов категорически отвергал просьбы труппы выделить деньги на рекламу постановок или хотя бы собственный сайт театра.
Знакомые менеджера в разговоре с ЕАН предполагают, что Михайлов с самого начала не испытывал интереса к «ТанцТеатру» (но исправно путешествовал с труппой, стараясь не пропускать заграничные гастроли), а с годами и вовсе стал воспринимать его как бремя. Впрочем, утверждают несколько источников, есть как минимум одно обстоятельство, которое не дает Михайлову отказаться от филиала.
ИКЦ уже несколько лет получает 140-150 млн рублей в год от областного минкульта на выполнение государственного задания (в 2024-м эта сумма выросла до 187 млн, а к 2026-му дойдет до 210 млн). Эти деньги ИКЦ должен тратить на работу своей библиотеки, музея, студии анимации, а также своих филиалов: «Фильмофонда» и «ТанцТеатра».
Источник ЕАН, близкий к министерству, утверждает, что, согласно отчетам за 2023 год, из общей суммы «ТанцТеатру» предназначалось около 27 млн рублей. Но труппа об этом даже не знала: из-за статуса филиала доступа к финансовым документам у руководства театра нет. Более того, ИКЦ на «ТанцТеатр» никогда столько не тратил – фактические расходы в прошедшем году едва превысили 14 млн рублей.
Несколько месяцев назад команда «ТанцТеатра» узнала, сколько денег в действительности выделяет минкульт на работу труппы. Однако последующие вопросы, куда подевались еще 13 млн рублей, Михайлов оставлял без ответа. К тому же этим подозрительные детали не исчерпывались. Оказалось, что в 2023 году ИКЦ получил от минкультуры 6,2 млн рублей на создание спектаклей большой формы. Но у «ТанцТеатра» таких постановок даже не было.
Знало ли о происходящих странностях начальство Михайлова в министерстве культуры – неясно. Представители труппы неоднократно просили главу ведомства Светлану Учайкину разобраться в ситуации, но ответы запутывали их еще сильнее. Например, в одном из писем министр заявила, что на самом деле в 2023 году ИКЦ получил на работу «ТанцТеатра» не 27 млн, а 18,1 млн рублей – эта сумма якобы и была израсходована.
«Ну допустим, это было так. Но где же тогда еще 4 млн рублей? Эта сумма все равно выше, чем 14 млн фактических расходов театра», – пересказывает недоумение труппы собеседник, близкий к коллективу.
Так или иначе несколько недель между Михайловым и командой «ТанцТеатра» шли ожесточенные споры. Минкультуры пыталось уладить скандал – ведомство собирало совещания и организовывало трехсторонние встречи. Однако Михайлов продолжал тормозить работу театра, отказывая в финансировании нового спектакля. Дошло до того, что недавнюю премьеру труппа ставила на личные деньги сотрудников.
Сам Михайлов в разговоре с ЕАН заявил, что информация о том, что бюджет выделял больше средств, чем тратил «ТанцТеатр», не соответствует действительности. По словам директора ИКЦ, в 2023 году нормальные затраты на работу театра составили 18,1 млн рублей: фактически труппа израсходовала 14,3 млн, а остальные 3,8 млн были косвенными расходами.
В областном департаменте информполитики пояснили ЕАН, что к косвенным расходам относятся затраты «на содержание имущества, оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала». В «ТанцТеатре», в свою очередь, утверждают, что перечисленные расходы и так входили в ежегодные траты труппы.
Отвечая ЕАН на вопрос об отношениях с театром, Михайлов подчеркнул: «У меня конфликта с коллективом нет. Я человек, который просто делает свою работу».